main
РИТРИТЫ
ФОТОГРАФИИ
ГОСТЕВАЯ
ССЫЛКИ
 
Роберт Эйткин

 

 

Отрывок из книги
"На пути Дзен"

 
 


МЕТОД

Дзэн-буддизм - одна часть среди многих. Я слышал, как говорили, что все тропинки ведут к вершине одной и той же горы. Я сомневаюсь в этом. Я думаю, что одна гора с вершины другой может показаться всего лишь небольшим холмом. Пусть же высится целая сотня гор! Вам же необходимо найти свой собственный путь и собственную гору. Возможно, вы обладаете особого рода опытом, который ясно указывает направление; или вам, может быть, надо в течение некоторого времени проводить исследования. Но, в конечном счете, вам нужно будет стать на какой-то особый путь с отдельныму чителем.
Полагаться на некоторый особенный путь - это естественно сопряжено с риском. Безоговорочное приятие может привести вас к слепой вере в нечто совершенно нездоровое. Вы должны быть уверены в том, что данный путь стоит того, чтобы вы на него вступили. Процесс принятия решения -"этот путь для меня!" или "этот путь не для меня!" - требует времени. В любом центре дзэн, достойном этого названия, никто не станет вас торопить. В настоящем дозде, тренировочном центре, очевидность его достоинств будет обнаруживаться в любом случае, и вскоре вы достигнете точки доверия.

Дзадзэн как эксперимент

Самая суть обучения дзэн - это дзадзэн. Без дзадзэн не существует дзэн, не существует постижения, не существует применения практики. Корни дзадзэн лежат в древнейших ведических временах, и он, по всей вероятности, прочно утвердился в дни Шакьямуни. С тех пор он был усовершенствован при помощи проб и ошибок, происходивших в бесчисленных центрах обучения за период жизни около девяноста поколений учителей дзэн. И к настоящему времени его форма твердо установлена.
Однако ум остается обширным и творческим. Слова наших предков по учению, по дхарме, оказываются полезными, но сам путь все еще складывается под воздействием эксперимента.
Мы заняты постижением природы бытия, и дзадзэн эмпирическим путем доказал, что является практическим способом утвердиться на таком месте, где возможно подобное постижение. Это не особый способ, предназначенный для японцев, или для интеллигенции, для какого-то особого класса или категории индивидов. Тот факт, что дзадзэн возник в Индии и Китае и приходит к нам через Корею в Японию, не так уж и важен. Как североамериканцы, австралийцы или европейцы, мы делаем его своим собственным.
Есть еще одно важное соображение. Дзадзэн - не просто средство, по крайней мере, не большее средство, чем еда, сон или уход за детьми. Догэн Кигэн-дзэндзи сказал: "Дзадзэн -это само просветление". Подобное единство целей и средств, следствия и причины, и есть дао Будды, путь Будды, практика постижения.

Поза

Я слышал, как один человек спросил роси Сасаки Дзесю: "Что необходимо сохранять в дзэн?" Тот ответил: "позу и дыхание". Думаю, я мог бы просто сказать: "позу".
Поза представляет собой форму дзадзэн. Для того, чтобы избегнуть усталости и позволить сознанию прийти в порядок, ноги, седалище и позвоночник должны составлять опору тела. Если мускулы и связки спины и шеи будут охвачены напряжением, продолжать практику дольше краткого периода будет невозможно.
Мы можем взять за образец позу годовалого ребенка. Ребенок сидит прямо, как стрела; его позвоночник в талии слегка выгнут вперед, а не просто выпрямлен в обе стороны, вверх и вниз. Животик выпячен вперед, а зад отставлен назад. Сидеть с совершенно выпрямленным позвоночником в этом возрасте было бы невозможно, поскольку мускулы еще не развиты и слишком слабы, чтобы держать тело прямым. Изгибаясь вперед, позвонки поясницы соединены в самом прочном положении, и ребенок может забыть о необходимости держаться прямо.
Когда вы усаживаетесь на свои подушки или на стул, если вам нелегко согнуть ноги, ваш позвоночник в талии должен быть слегка изогнут вперед, как он изогнут у ребенка. Пояс следует распустить и дать возможность животу естественно свисать, тогда как нижняя часть спины выпячена назад для прочной опоры. Кацуки Сэкида, бывший резидент-советник "Алмазной Сангхи", как-то прислал новогодние открытки с поздравлением: "Живот вперед, ягодицы назад". Таким приветом нам следовало встречать Новый год или новый день. Если позвоночник установлен правильно, тогда из этого естественно следует все остальное. Голова поднята, может быть, чуть-чуть наклонена вперед. Подбородок втянут, уши на одной линии с плечами, а плечи на одной линии с бедрами.

Ноги

Ноги- это проблема. Немногие люди, даже немногие дети, даже в Японии, достаточно гибки для того, чтобы легко сидеть в позе "лотоса" без болезненной предварительной практики. Наши мускулы и сухожилия нуждаются в растягивании в течение многих месяцев, прежде чем мы сможем почувствовать себя удобно. Однако в конечном счете сиденье с одной или двумя ногами на бедрах значительно удобнее сиденья в любой иной позе. Таким образом вы замкнуты в своей практике; ваши органы испытывают полную легкость. Но для лиц, страдающих вследствие повреждений суставов или вследствие артрита, сиденье на стуле может оказаться единственной возможностью.
Для позы "лотоса" полезны некоторые предварительные упражнения, способствующие растяжению связок. Для начала сядьте на коврик или на плоскую подушку:

1. Подтяните пятки обеих ног к промежности и наклонитесь вперед с выпрямленной спиной, коснитесь лицом пола, положив руки на пол сразу же над головой. При этом упражнении колени также должны касаться пола, а если они его не касаются, слегка покачайте ими вверх и вниз, растягивая связки.

2. Вытянув ноги, сблизьте ступни, согнитесь вперед, коснитесь руками пола около ступней, держа ноги и спину выпрямленными; если сможете, коснитесь лицом колен.

3. Разведите ноги в стороны как можно шире. Наклонитесь вперед, сохраняя спину и ноги выпрямленными; коснитесь лицом пола, положив на пол и руки - или вытянутые, или сложенные прямо над головой.

4. Сложите вдвое одну ногу, так чтобы ступня легла сбоку седалища, а подъем ноги, голень и колено лежали на коврике или подушке. Согните таким же образом и левую ногу. Теперь лягте назад, опираясь на один локоть, а затем на оба локтя; наконец лягте плашмя на спину. Сначала вам, может быть, придется лечь на диванную подушку, так что вы будете лежать не вполне плашмя; возможно, вам понадобится чья-то помощь. Если вам удастся лечь плашмя, поднимите руки над головой, пока кисти не коснутся пола, а затем снова опустите их по бокам туловища.

Ясутани-роси выполнял эти упражнения каждое утро до завтрака, когда ему было уже далеко за восемьдесят. Возможно, вам потребуется некоторое время, чтобы приобрести гибкость, достаточную даже для частичного их выполнения. Продолжайте усилия, и ваш дзадзэн будет менее затруднителен в физической сфере.
Эти четыре упражнений составляют ядро маккохо, японской системы физической закалки. Не проявляйте слишком больших усилий, иначе вы можете растянуть связку или перенапрячь мускулы. В течение каждого упражнения на вытяжение три или четыре раза вдохните и выдохните и постарайтесь расслабиться.

Подушки

Правильная поза дзадзэн требует использования подушки и подстилки. Подстилка имеет площадь, по крайней мере, в двадцать восемь квадратных дюймов и набита растительным пухом или хлопчатобумажным ватином, так чтобы ее высота доходила до полутора дюймов. Завершает все устройство дзафу, или подушка; она имеет форму шара диаметром в двенадцать дюймов или больше, набита хлопчатобумажным пухом; при использовании подушка немного уплощается. Можно заменить ее обычными подушками, но это не так практично. Иногда для заполнения подстилки применяется. поролон, но образуемое им сиденье непрочно, и для дзафу он непригоден.
Дзафу приподнимает ваш зад. Это обеспечивает правильную позу без напряжения. Я знал йогинов, которые могли принимать позу "лотоса", стоя на голове; но лишь немногие могли медитировать двадцать пять минут без подушки.

Усаживание

Передвиньте дзафу на задний край подстилки, сядьте на нее и положите оба колена на подстилку. Для позы "лотоса" положите правую ступню на левое бедро как можно выше, а затем положите левую ступню на правое бедро. Половинная поза "лотоса" - это просто левая ступня на вашем правом бедре, тогда как правая ступня подкладывается под левое бедро. Полная поза "лотоса" - наиболее надежный способ сиденья. Достаточна и половинная поза; она слегка искривляет тело, но это не имеет существенного значения. Вполне допустимо класть правую ступню на левое бедро в качестве компенсирования отклонения позвоночника или для облегчения сиденья во время сэссин.
Имеются и две другие возможности. Одна из них -посадка по-бирмански, при которой одна нога кладется перед другой, так что обе лодыжки лежат на подстилке. Эта поза не так прочна, как половинная поза "лотоса", но она легче для колен. Когда вы к ней привыкнете, вы, возможно, сумеете начать принимать половинную позу "лотоса" - сначала на короткие промежутки времени, а затем станете удерживать ее в течение более длительных периодов.
Другая возможность - это поза "сэйдза", которая несколько похожа на коленопреклонение с той разницей, что задняя часть тела поддерживается дзафу. Некоторые люди перед тем, как сесть на дзафу, поворачивают ее на ребро; это сближает ноги и более удобно. Ваш вес распределяется на седалище, колени, голени и лодыжки. Как и бирманская поза, сэйдза не очень прочна, менее прочна, чем половинная поза "лотоса", но ей можно пользоваться в виде промежуточного средства практики, когда с помощью ежедневных упражнений в вытягивании ноги становятся более гибкими. Она также полезна, облегчая сиденье во время сэссин.
Самая неудобная, отчаянно неловкая поза - это сиденье по-портновски со скрещенными ногами, когда обе ступни лежат под бедрами. Спина согнута, живот втянут. Голень одной ноги опирается на лодыжку другой, и это неизбежно вызывает сильную боль. Легким приходится совершать усилия, чтобы втягивать воздух; другие органы также оказыва-; ются сдавленными. Сиденье в таком положении, вероятно, не способствует хорошему здоровью или хорошей практике.
Неполная половинная поза "лотоса", при которой верхняя ступня лежит на икре другой ноги, а не на бедре, также может некоторое время вызывать болезненность, но не в ногах, а в спине. В этой позе сидеть полностью выпрямившись довольно трудно, и в этом случае для сохранения позы необходимы напряженные усилия.
Все эти рекомендации относительно положения ног следует считать руководящими принципами, а не правилами. Делайте все, что в ваших силах, и большего от вас не потребуется. Одна из наших членов в Мауи-дзэндо провела полный семидневный сэссин лежа на спине: она разорвала межпозвоночный диск и не могла даже сидеть без посторонней помощи. У Дайто Кокуси, великого мастера японского дээн раннего периода, была сухая нога, и он не был в состоянии сидеть в какой-нибудь общепринятой позе.
На идеализированном портрете Дайто Кокуси, написанном Хакуином-дзэндзи, он показан сидящим с подозрительной опухолью под одеянием в том месте, где должна находиться его нога. Я не уверен, что это место изображает его хромую ступню. Во всяком случае, рассказывают, что он сумел положить эту ногу на ее правильное место на бедре только в конце своей жизни.
"Я повиновался тебе всю жизнь, - сказал он ноге, -теперь ты повинуйся мне!" Мощным рывком он привел ногу в нужное положение, сломал ее - цв тот же момент умер.
Я не рекомендую такой же решительной практики, по крайней мере, пока вы не готовы умереть. Полная поза "лотоса" - наиболее удобный способ сиденья; но эта поза, вероятнее всего, вызовет поврежденья у чрезмерно энергич-вого начинающего. Ваши ноги должны быть достаточно гибкими, прежде чем вы попытаетесь ее выполнить; и даже тогда не сидите таким образом в течение долгих периодов, пока не станете чувствовать себя вполне удобно. Вы можете внезапно вывихнуть колено, и вероятным результатом окажется постоянное повреждение.
Один учитель йоги дал мне такой совет: помещая ноги в положение для дзадзэн, практикующие должны осторожно придерживать руками колени; то же необходимо при их размыкании в конце периода сиденья. Это убедительный совет. Сочленения коленных суставов сравнительно слабы.

ГЛАЗА И РУКИ

Глаза необходимо прикрыть на две трети, обратить вниз и направить на точку, расположенную приблизительно в трех футах перед вами. Надобно помнить, что если ваши глаза закрыты, вы можете погрузиться в сонливость; если же глаза будут открыты широко, вы будете слишком легко отвлекаться. Также не старайтесь удерживать взор на одной точке. Через некоторое время вы обнаружите, что они естественно отклоняются от фокуса, где бы вы ни сидели.
Положите руки на колени в медитационной мудре. Левая кисть с обращенной вверх ладонью должна лежать на правой ладони; большие пальцы соприкасаются, образуя овал. Технически это выражается в том, что должны касаться друг друга кончики ногтей. Руки должны лежать на скрещенных ногах, слегка прикасаясь ладонями к животу; локти нужно немного отставить в стороны. Некоторые учителя дзэн предлагают вам представлять себе, будто вы держите в руках драгоценный камень; другие советуют вам направлять туда свое внимание. Во всяком случае, положение рук имеет исключительную важность, так как оно отражает состояние вашего ума. Если ваш ум подтянут, большие пальцы будут удерживать овал; если же ум становится вялым или блуждает в фантазиях, большие пальцы склонны бессильно опускаться. Обратите внимание на то, что в школе риндзай руки просто охватывают одна другую, так что правая держит большой палец левой.

Начало вашей практики

Когда вы сядете, поместите ступни в нужное положение, наклонитесь далеко вперед, отставьте назад нижнюю часть туловища и сядьте прямо. Затем сделайте глубокий бесшумный вдох и задержите воздух. После этого медленно и бесшумно выдохните его полностью и задержите дыхание. Опять глубоко вдохните и задержите дыхание; еще раз сделайте глубокий выдох. Вы можете проделать это и через рот, однако заметьте, что во всякое другое время вам нужно дышать через нос. Эти два глубоких вдоха и выдоха помогают отсечь вашу непрерывную умственную деятельность и успокоить ум для дзадзэн.
Теперь покачайтесь из стороны в сторону; сначала качания должны быть широкими, затем они уменьшаются. Таким же образом наклонитесь вперед и назад; и вы обнаружите, что хорошо уселись, что вы готовы начать счет дыханий. Следуйте данным мной ранее наставлениям. Считайте "один" при вдохе, "два" при выдохе и так далее до "десяти", затем повторяйте процесс.

Еще о счете дыханий

Вы обнаружите, что счет дыханий окажется полезным средством в течение всей вашей жизни при обучении дзэн. Какой бы ни стала впоследствии ваша практика, вам нужно в начале каждого нового периода дзадзэн считать свои дыхания от " одного " до "десяти " хотя бы в течение одной или двух последовательностей. Это поможет вам успокоиться и послужит напоминанием о том, что вы здесь не просто сидите, а сидите с особой практикой.
В лучшем случае вы становитесь едины со своим объектом в дзадзэн; поэтому если вы просто сидите с некоторым фокусом сосредоточения, вы склонны отключить свой потенциал. Вы и ваш объект остаетесь двумя отдельными предметами. Станьте каждой точкой, каждым числом в последовательности счета. Вы, счет и дыхание - все это часть данного момента. Вкладывайте себя в каждое число. Во всей вселенной существует только "один", во всей вселенной есть только "два" - только эта единственная точка; все остальное пребывает во тьме.
Сперва, будучи начинающим, вы осознаете каждый шаг в процедуре, но в конце-концов вы станете самой процедурой. Практика будет практиковать. Для этого требуется время; и, пожалуй, в течение нескольких месяцев вы, вероятно, проведете время скорее в мечтаниях, нежели в счете. Это нормально. Ваш мозг вырабатывает мысли, как желудок вырабатывает пепсин. Не осуждайте себя за это нормальное состояние.
Счет дыханий - только один из многих приемов, которыми вы можете воспользоваться в своей практике. Позднее я подробно рассмотрю с вами и некоторые другие приемы.


НАДЛЕЖАЩИЕ СРЕДСТВА

Обучение дзэн-буддизму - это представление; это не просто прием, рассчитанный на то, чтобы вызвать определенный педагогический результат. Учение - это татхагата. Примерами тому могут быть Будда, который вертит в руках цвет
ок перед собранием монахов, не произнося ни слова, не давая никаких пояснений, или Чжу-чжи, поднимающий один палец всякий раз, когда ему задают вопрос.
В этом вопросе существует много непонимания даже среди самих изучающих дзэн. Например, многие полагают, что коаны, или темы дзэн, представляют собой загадки, рассчитанные на то, чтобы ввергнуть вас в дилемму, а это кладет начало психологическому процессу, который приводит к особого рода прорыву, называемому постижением. Верно, что вы можете почувствовать разочарование в работе с коанами и на самом деле ощутите освобождение благодаря постижению; но в то же время в основе своей коан является особым выражением природы будды; и ваша работа над ним - это просто работа над тем, чтобы сделать это выражение ясным для вас и для вашего учителя.
В санскрите элементы учения называются упая, или "надлежащие средства". В китайско-японской терминологии это понятие передается словом "хобэн"; оба слова относятсяк различным представлениям природы будды, которые мы можем принять для руководства в своем странствии. Мы не только находим вдохновение от упая других людей, но и сами, проявляя самообладание, выступаем с надлежащими средствами, взаимодействуя с семьей и товарищами по работе.

Еще кое- что о счете дыханий

Счет дыханий - это одна такая упая; и к настоящему времени мы узнаем, каким большим вызовом он является. Вы обнаруживаете, как много энергии вы по привычке вливаете в свои мыслительные способности и как охотно втягиваетесь в планирование, воспоминания или фантазирование. И все же большинство людей проживает свою жизнь в работе, в семье, в фантазиях. У них не остается энергии для более глубоких вопросов о своем собственном бытии; и они, возможно, даже пользуются сравнительно поверхностной деятельностью, чтобы такие вопросы затемнить.
Так, вы можете обнаружить, что будучи уже взрослыми людьми, вы не способны проявить достаточного внимания даже для того, чтобы считать от "одного" до "десяти". Или, возможно, при большом старании вы сумеете сделать это один раз, но собьетесь со счета в следующем ряду. Или вы можете обнаружить, что считаете механически, на одном уровне, а на другом при этом мечтаете. Теперь вы способны увидеть важность обучения. Если ваш обезьяний ум не позволяет вам следить за каждым шагом в простой последовательности дыханий, как тогда вы сможете поддерживать внимание, необходимое для прозрения в свою собственную природу?
Вы можете обнаружить, что постоянно теряете счет на "четырех", или на "шести", или на "восьми". Постарайтесь установить это число в качестве своей главной цели, каким бы оно ни было. Вам, может быть, придется начинать только с "двух". Считайте: "один, два", "один, два", пока не овладеете необходимой для этого сосредоточенностью. Затем постепенно расширяйте свою цель до больших чисел, пока не сможете достичь полного счета до десяти с большим или меньшим постоянством.
Все мы в той или иной степени боимся неудачи и предпочитаем не пытаться делать нечто, кажущееся слишком трудным. Этот прием приспособления своей цели к нашей нынешней возможности оказывается также способом, при помощи которого вы можете избежать ненужного разочарования в самом начале своей практики. Однако важно понять что обучение дзэн представляет собой и основание для того, чтобы справиться с неудачей. Каждый сначала терпит неудачу, как это было и с Шакьямуни Буддой. Дзадзэн для каждого, кто не обладает полной зрелостью, представляет собой занятие прекращением заблуждений и возвращением к практике; это все новое и новое прекращение заблуждения и возвращение к практике.
Когда ваш ум переходит к какому-то неоконченному делу, взвратитесь к своему счету. Если это дело важно, вы снова вспомните о нем, когда дзэдзэн будет закончен. Если вы почувствуете себя счастливыми по какой-то причине. - все в порядке, продолжайте свой счет дыханий в этом счастливом состоянии. Но когда вы пребываете в самом этом счастье, тогда вы теряете счет. Подобным же образом вы можете чувствовать печаль. В этом тоже нет ничего дурного. Просто продолжайте считать с этим печальным чувством. Но если вы выискиваете причину своей печали, счет исчезает. Дзадзэн оказывает лечебное действие, но сам не является лечением.
Прежде всего, не говорите себе: "О, что это со мной? Вот я снова погрузился в мечтания, а мне нужно считать!" Такое самообвинение уже само по себе окажется иллюзией. Просто и спокойно прекратите цепь своих мыслей, когда заметите, что отклонились от объекта, и вернитесь к своему счету.

 


  Цит. по: "Путь к себе: реальность Дзадзен", изд-во "Либрис", Москва 1995 г.